Узоры на стекле – интересные технологии
Технология изготовления стекла известна человечеству более 4000 лет. Археологические раскопки обнаружили, что изделия из этого древнего материала, получаемого на основе природных компонентов, применялись еще в Месопотамии и Египте.
Первую стеклянную массу, найденную археологами, датируют бронзовым веком. С тех пор мода на стеклянные изделия не проходит, а человечество, осваивая этот прекрасный материал, накопило немалый опыт его обработки и отделки. Сегодня применяются три основных вида стекломассы, более пяти технологий производства изделий из нее и около двадцати техник внешней отделки предметов из стекла. Остановимся на самых интересных и эффектных.
Стеклянная пряжа
Техника «стеклянной пряжи»: на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или стекла другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). На острове Мурано в Венеции была разработана еще одна модификация этой техники — миллефьори («тысяча цветов»). В стеклянную поверхность заплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца) вдуваются пузырьки воздуха, что позволяет получить прозрачные сверкающие нити.
Льдистое стекло (кракелированное или кракле)
Его получают путем погружения заготовки в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). Затем стекло вновь нагревают и выдувают.
Многослойное стекло
При создании многослойного стекла дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стекломасс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны. Затем слои шлифуются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею. Создание многослойного стекла требует очень опытного мастера.
Мозаичное стекло
Форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла. Потом форму ставят в печь, и кусочки сплавляются.
Роспись
Самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды — роспись. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном).
Глазурь
Выполняется при помощи только двух металлов — серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь).
Иризация
Техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого. В этой технике сделаны многие знаменитые художественные стекла TIFFANY.
Золочение
Это одно из наиболее популярных средств декорирования посуды. Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или же покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (это дешевле, чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью).
Травление или сатинирование
Эту технологию начали использовать в 1771 году с открытием плавиковой кислоты. Сама эта кислота делает стекло блестящим, а ее газы — матовым. Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок).
Матирование
Поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка — это техника матирования. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой.
Гравировка и огранка
Хрусталь поддается гравировке и огранке. Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими. Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность. С помошью бриллиантовой огранки на плоскости можно выделить ромбики-пирамидки.
Шлифовка
Используется для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности.
Наплавление
Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной.